История создания пневмоподвески. ( Часть 1 ).
Идея создания пневматической подвески витала в воздухе на заре автомобильной эры. Но первый, кто запатентовал идею создания пневмоподушек, был американец Вильям Хамфриз. Его задумка состояла в том, чтобы установить на ось автомобиля два пневмо элемента, продолговатой формы, каждый из которых имел на конце клапан.Было это в 1901 году. История умалчивает, что произошло с первым проектом пневмоподвески и была ли возможность ее купить. На какое-то время эта идея была забыта.
Америка, начало.
Война стала толчком развития промышленности.
Широкое применение подвеска на «пневмоэлементах» получает в американской военной технике.
В основном используется в авиапромышленности для снижения веса самолета, и на грузовиках. Пневмоподушки, установленные на ось военного грузовика, позволяли перевозить больше боеприпасов и увеличивать клиренс, по необходимости.
В послевоенные годы американские инженеры продолжили усовершенствовать и применять пневмоэлементы в автопромышленности. Изобретатели знали, что в послевоенные годы большое количество людей, пересекает страну с детьми и багажом. Заводская подвеска плохо справлялась с такими нагрузками. Было вполне закономерно, что им пришла идея внедрить военные технологии в гражданскую автоиндустрию. Их идея заключалась в том, чтобы поместить пневмобаллон внутрь штатной пружины. Это дало возможность создать недорогую пневмоподвеску на базе заводских упругих элементов(пружин и рессор).
"Скарабей" Вильяма Бушнела Стаута.
Скарабей является одним из самых дерзких и противоречивых проектов того времени. Изобретатель поставил себе цель - создать офис на колесах, для чего он сместил двигатель автомобиля в заднюю часть, использовав двигатель форда V8. Это дало возможность не использовать приводной вал, популярный в то время и засчет этого расширить салон. Надо отметить , что дверь у скоробея была одна. Салон получился большим и функциональным.
Идеи Вильям черпал также из самолетостроения, алюминиевая основа для кузова была настоящим новаторством. Автомобиль отлично управлялся и имел пружинную подвеску, как спереди, так и сзади. Выпускался он с 1932 года, а в 1946 был представлен прототип, оснащенный кузовом из стекловолокна и пневмоподвеской.
Автомобиль оснащался 4 пневмоподушками компании Fairstone, которые были специально разработаны для проекта скоробей еще в 1933 году.Пневмоподушки заменяли пружины. Система подготовки воздуха включала в себя ресивер и компрессор, соединенный приводным ремнем с двигателем.
Данная система подготовки воздуха (четырех-контурная) широко применяется и в наши дни, так как по закону сообщающихся сосудов исключает перетекание воздуха при боковых кренах. Это дает возможность добиться хорошей управляемости автомобиля.
Air Lift.
В то же время в Америке бытовало мнение, что автомобиль, оснащенный пневмоподвеской, не может быть хорошо управляем.Небольшая компания Air Lift продолжает разрабатывать пневматические системы. Возглавлял компанию бывший военный инженер Клод Пембертон и разработчик Дон Перкинс. Штаб компании находился в городе Лессинг штата Мичиган.
В 1949 году было решено начать внедрение новой технологии в автоспорт, а именно в гонки класса Nascar. Нужно отметить, что интерес к гонкам к 1950 году резко возрос. Это были народные гонки. Гонщики из простых работяг, часто гоняли днем по трассе,а ночью перевозили в полусонном состоянии по ухабам, запрещенный в то время, алкоголь для мафии.
Пневмоподушки в пружины пришлись как нельзя кстати, теперь можно было перевозить больше контрафактного алкоголя и даже , удирая от полиции по бездорожью, не опасаться повредить товар. Пневмоэлементы хорошо компенсировали неровности дороги.
Тогда же инженеры и предложили попробовать установить пневмоподвеску на гоночные болиды. Идея установки пневмоподушек была воспринята пилотами с большим энтузиазмом. И некогда военные технологии встали на службу спорту.
Бак Бейкер - один из первых гонщиков рискнул установить пневмо-систему на свой спортивный автомобиль Olds.
Установка проходила накануне гонки на парковке , при использовании карманного фонарика. На автомобиль установили четыре пневмобаллона. Располагались они в пружинах и имели давление 1-20 psi, что дало возможность добиться дополнительной жесткости около 5 кг на 1 кв. см. В целом машина получила дополнительные 67 кг жесткости на каждое колесо. Установленная пневмоподвеска дала возможность автомобилю занимать самые высокие места в гонках. Десятки наград, полученные на этом спорткаре, как самим Баком, так и другими гонщиками, сделали его легендой. Позднее автомобиль был отправлен на выставку в Гудвуд. Возможно, и сейчас его можно увидеть там.
Компания Air Lift начала динамично развиваться. Все основные команды на гонках Дейтона – Бич спонсировались ей. В знак признания достоинств пневмоподвески во время гоночной недели один день был посвящен компании Air Lift. За большой вклад в гонки, главный механик компании Air Lift Род МакЛин был отмечен в Мичиганском Зале Славы и Достижений в автоспорте.
И гонщики и Air Lift понимали, что данный союз взаимовыгоден. Компания от участия в автоспорте получала рекламу, а гонщики понимали, что без пневмоподвески победить будут значительно сложнее.
Производители пневмоподвески обнаружили, что их пневмоподушки являются полезными и для гонок класса дрэг-рейсинг. Болиды для этих гонок доставлялись на трассы и солевые равнины при помощи автоприцепов.
Установленные на заднюю ось тягача или ведущей машины, пневмосистема способствовала выравниванию автовоза и исключала проседания.
Вскоре и деятели кино обратили свое внимание на новшество. Так был создан Бетмобиль на базе Форда с использованием пневмоподушек. От «Бетмобиля» требовалась возможность выполнения различных трюков, прыжкови эффектных заносов.
К началу 60-х годов Air Lift выпускает первый баллон, напоминающий современный рукавный элемент. Если до этого пневмоподушки, выпускаемые Air Lift, могли находиться только в пружинах, то новое изделие стало отдельным элементом без участия пружины. Оно получило название L10. После полуторагодичных экспериментов от данного изделия пришлось отказаться, так как оно, было слишком дорогим в производстве.
Один экземпляр, установленный на грузовик Dodge, 1939 года выпуска, сохранился до наших дней. Примечательно, что баллон до сих пор исправлен.Эта идея опередила свое время. Данный баллон является прототипом современных пневмоподушек.
Внедрение пневмобаллонов в штатную подвеску.
Как следствие, компания начала переговоры с представителями таких производителей как Понтиак, Меркюри. К тому времени ни одна гоночная машина не обходилась без пневмоподвески. Этот факт не мог быть незамеченным крупными авто производителями.
Cadillac.
Компания Дженерал моторс в годы войны снабжала армию США техникой. Поэтому опыт в разработке пневмоподвески у нее был. Первым автомобилем компании стал Cadillac Eldorado Brougham. Типовая комплектация Eldorado оснащалась двигателем V8, распашными задними дверями, низкопрофильной резиной, электронными замками дверей, автоматическим спреем для духов, круиз-контролем. Также были включены: электропривод сидений с памятью двух положений, крыша из нержавеющей стали и автоматически управляемая пневмоподвеска. Автомобиль 1957 года выпуска обладал шикарным внутренним убранством и стоил 13 тысяч долларов, что было в 2 раза больше, чем все остальные комплектации Eldorado. Он даже стоил дороже, чем Rolls-Royce Silver Cloud того же года.
Пневмоподвеска, установленная на Eldorado Brougham, обладала четырьмя пневмоподушками. Каждая из пневмоподушек снабжалась датчиком. Система названная «Воздушный купол» считывала показания датчиков и при необходимости увеличивала или уменьшала давление в каждой из пневмоподушек. Позже, Cadillac ввел данную опцию и на остальные Eldorado, но за дополнительную плату. К сожалению, система получила негативные отзывы. Обслуживать ее для владельцев было дорого, и они предпочитали устанавливать стандартную подвеску Eldorado. Несмотря на это, Cadillac продолжил внедрение пневмоподвески в свои модели автомобилей, хотя многие американские производители после 1960 года посчитали это направление нецелесообразным.
Buick.
Автомобиль компании Buick, представленный публике в 1958 году так же был оснащен пневмоподвеской. В передних пружинах располагались 2 пневмобаллона, задняя пневмоподвеска была рессорного типа, где дополнительным упругим элементом также являлся баллон в пружине. Свою систему контроля они разместили на приборной панели и назвали ее «Bootstrap».
Если инженеры Cadillac ставили своей целью сделать автомобиль максимально комфортным с помощью пневмоподвески, то инженеры Buick стремились к изменению клиренса. Изменяемый клиренс в 14 см позволял преодолевать крутые препятствия и разбитые дороги. Совокупность элементов пневмоподвески и системы управления в компании назвали «Airride».
Ambassador.
Компания Ambassador вводит пневмоподвеску в 1959 году. На своей модели Rambler она предлагается , как дополнительная опция. Пневмоподушки устанавливаются в задних пружинах. Подготовка воздуха осуществлялась компрессором. А компрессор, в свою очередь, был соединен приводом с двигателем. Так же был установлен ресивер. Управление подачей осуществлялась при помощи клапанов. Свою систему инженеры назвали «Air-coil Ride».
Стоимость данной системы, как опции, составляла 99 долларов. Это была средняя зарплата американца в месяц за вычетом налогов и банковских обязательств.